Обработка шестерён такая.
Одно из заявлений ВАЗы было о том, что такой шум не регламентируется, но они его на 25% снизили (изменён способ шлифовки зубьев)! Это ещё на грантах жаловались.
Т.е. с таким воем шестерня может десятилетиями работать.
А японцы просто в условиях конкуренции (в 80-90е) убирали шум - это "звуковое лицо" мотора, если можно так сказать. Чисто японские (даже уже с сизым дымом) моторы просто шепчут. У нас вопрос с акустическим комфортом никто, никогда видимо не решал.
Густое масло бы помогло чуть шум снизить, но синхронам оно противопоказано - я так шум в раздаке на ниве убирал, там к счастью нет синхронов.
Качество подшипников тоже могут свою роль сыграть. Но чаще всего - это шум главной пары, как самого нагруженного узла и самой большой шестерни (диаметр наверное больше плеча посадки на подшипниках, на валах КПП как раз таки наоборот. И вторичный вал цельный. Только люфт шестерён на первичном).
По частоте шума и скорости перебора зубьев - чаще всего оказывается ГП.
На 1й долго не ездят с педалью в пол газ, но вот на задней (обратная сторона зуба ГП ещё хуже обработана - вой обычно как надо и при торможении двигателем так же).
На 2й хороший разгон и вой. (на 2й момент в два раза больше на Гп, чем в шестернях КПП - частота воя около 435ГЦ (ГП), у КПП около 1кГц - легко сравнить).
На 3й шум дороги частично глушит этот вой, ну и момент на ГП уже меньше. А на 4й и 5й моент на вторичном валу даже меньше, чем на двигателе (ряд КПП на повышение) - оттого создаётся впечатление, что воет 2я, но на самом деле в 90% - это ГП.
Частоту воя я пересчитывал по числу зубьев КПП (стандартный ряд) и малой шестерни ГП в зависимости от оборотов двигателя - как бы каждый "удар" зуба - это 1 звуковой импульс.
Пример расчёта
Для КПП - это обороты двигателя (об/сек) умноженные на число зубьев шестерни первичного вала
Для ГП - это обороты вторичного вала (об первичного делённые на передачу) умножаем на 11 (число зубьев малой шестерни ГП)
Для ГП 3,7 зубьев 63/17
При 3000 об/мин - 50об/сек (частота соприкосновений зубьев, соотв. частота пения следующая ):
На 1й 40/11 - 550 Гц На ГП 233 Гц момент 3,63 раза больше
На 2й 39/20 - 1000 Гц На ГП 435 Гц момент 1,95 раза больше
На 3й 38/28 - 1400 Гц На ГП 626 Гц момент 1,35 раза больше
На 4й 32/34 момент почти равен
На 5й 27/39 момент на ГП меньше
При 2000 Об мин на 2й ГП будет петь 288Гц - по звуку это самый пронзительный вой -
Это генератор частоты для сравнения, как камертон http://genealogic.narod.ru/load/4-1-0-3.
И по пятну контакта зубьев - шестерня ГП требует большой точности, чем длинные валы. При одинаковой точности подшипников болтание ГП в стороны куда больше.