1

Тема: F.A.Q. по системе охлаждения

В связи с появлением тем из серии "всё пропало, двигатель перегрелся и датчик показывает 90 градусов" решил перенести сюда подробный документ ВАЗа на эту тему:

http://www.ladakalina.ru/files/cool-kalina.pdf

Методический материал
по системе охлаждения двигателей
автомобилей семейства Лада Гранта
(2190) и Лада Калина FL (2192, 2194)
2014 г.
2 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
1 Особенности конструкции системы охлаждения двигателей ав-томобилей семейства Лада Гранта (2190) и Лада Калина FL (2192, 2194)
1.1 Двигатели автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) имеют одинаковую гидравлическую схему системы охлаждения, см. рисунок 1.
1 – радиатор системы охлаждения;
2 – двигатель;
3 – водяной насос;
4 – подводящая труба водяного насоса;
5 – термостат 2190-1306010;
6 – радиатор отопителя;
7 – расширительный бачок.
Рисунок 1 – Гидравлическая схема системы охлаждения
двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Лада Калина FL.
3 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
1.2 Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Калина FL имеет особенности по сравнению с предыдущими моделями автомобилей:
– радиатор отопителя одноходовой, с пониженным гидравлическим сопротив-лением, паянный алюминиевый, с повышенной тепловой эффективностью, встроен последовательно в «малый контур» системы охлаждения, в отличие от ранее приня-той параллельной установки двухходового радиатора отопителя;
– термостат 2190-1306010 имеет один, а не два клапана и управляет только потоком ОЖ через радиатор системы охлаждения;
– одноходовой радиатор системы охлаждения с пониженным гидравлическим сопротивлением.
Циркуляцию ОЖ при её различных температурах см. на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Циркуляция ОЖ в системе охлаждения до открытия термостата (малый контур).
При температуре ОЖ ниже температуры начала открытия клапана термостата (термостат закрыт) циркуляция 100 % ОЖ идёт через радиатор отопителя (малый кон-тур), показано цветом на рисунке 2.
4 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
Схема циркуляции ОЖ при её температуре выше температуры начала откры-тия клапана термостата (термостат открыт) показана цветом на рисунке 3.
Подводящий шланг радиа-тора системы охлаждения
Отводящий шланг радиато-ра системы охлаждения
Пароотводящий шланг
Заправочный шланг
Рисунок 3 – Циркуляция ОЖ в системе охлаждения после открытия термостата.
Открытие термостата, не прекращая циркуляции ОЖ через радиатор отопите-ля (малый контур), приводит к возникновению циркуляции ОЖ через радиатор системы охлаждения и его пароотводящий шланг (большой контур). Это сопровождается внеш-ним проявлением в виде нагрева подводящего и отводящего шлангов радиатора сис-темы охлаждения, самого радиатора, а также в виде вытекания ОЖ из пароотводяще-го шланга в расширительный бачок.
5 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
2 Преимущество системы охлаждения двигателей автомо-билей Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194)
2.1 Основное преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Самара и Калина состоит в улучшении отопления салона автомобиля за счет снятия большего количества тепла с радиатора отопителя.
Повышение тепловой эффективности системы отопления салона достигнуто:
а) Увеличением расхода ОЖ через радиатор отопителя в результате направ-ления в него 100 % ОЖ при закрытом термостате (малый контур), что стало возмож-ным при последовательном подключении радиатора отопителя, в отличие от ранее принятого параллельного подключения.
б) Увеличением тепловой эффективности радиатора отопителя в результате изменения его конструкции:
– одноходовая схема вместо двухходовой снизила гидравлическое сопротив-ление и увеличила расход ОЖ через радиатор отопителя;
– плоские алюминиевые трубки вместо цилиндрических алюминиевых;
– пайка к плоским трубкам гофрированных элементов, увеличивающих пло-щадь теплообмена, вместо напрессовки плоских элементов (пластин) на цилиндриче-ские трубки.
в) Исключением возможности завоздушивания радиатора отопителя за счет удаления воздуха потоком ОЖ уже при минимальной частоте холостого хода двигате-ля за счет изменения схемы протекания ОЖ через радиатор отопителя в сочетании с увеличенным расходом ОЖ и пониженным гидравлическим сопротивлением, см. вы-ше.
г) Улучшением аэродинамических и расходно-напорных характеристик венти-лятора и элементов системы отопления салона автомобиля (патрубки, дефлекторы и т.д).
2.2 Второе преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Сама-ра и Калина – более точная регулировка температурного режима двигателя.
На прежних моделях Приора, Самара и Калина перемешивание холодной и го-рячей ОЖ непосредственно в термостате приводило к неуправляемому завышению температуры ОЖ. На автомобилях Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) омыв тер-моэлемента термостата 2190-1306010 осуществляется только горячей ОЖ из двигате-ля, что минимизировало инерционность1 термостата и позволило более точно регули-ровать температуру ОЖ. Зависимость температурного режима работы двигателя от внешних факторов снизилась и стала определяться в основном температурой откры-тия клапана термостата.
1 – Инерционность термостата – это разница между температурой начала открытия клапана термостата и средней температурой ОЖ, поддерживаемой в системе охлаждения.
6 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
2.3 Третье преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Сама-ра и Калина вытекает из двух первых преимуществ и заключается в возможности уве-личить углы опережения зажигания, и, соответственно, получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомобиля.
Поскольку существенная часть тепла отнимается от ОЖ и передается на ото-пление салона (см. п.2.1), то у самой ОЖ тепла остается меньше и её температура по-нижается. Этому же способствует исключение неуправляемого завышения температу-ры ОЖ (см. п.2.2). Дополнительные причины понижения температуры ОЖ:
а) улучшенные теплотехнические характеристики одноходового радиатора сис-темы охлаждения;
б) дополнительное снятие тепла с элементов системы охлаждения двигателя улучшенной продувкой подкапотного пространства встречным потоком воздуха.
Понижение температуры ОЖ улучшает охлаждение двигателя, в частности, уменьшается температура головки цилиндров за счет меньшей температуры ОЖ на прогретом двигателе. Это и позволяет увеличить углы опережения зажигания2, и, со-ответственно, получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомо-биля.
3 «Недогрев» двигателя
3.1 Особенности системы охлаждения двигателей автомобилей Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) обуславливают улучшение потребительских свойств автомо-биля при более низкой3 средней температуре ОЖ по сравнению с прежними моделями Приора, Самара и Калина (см. 2.1-2.3).
3.2 При отсутствии в комбинации приборов автомобилей семейства Лада Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) указателя температуры ОЖ, владельцы автомоби-лей устанавливают дополнительный маршрутный компьютер с функцией визуализа-ции значения температуры ОЖ, считываемой из контроллера ЭСУД. Опираясь на свой личный опыт эксплуатации автомобилей Лада прежних моделей, владельцы автомо-билей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) констатируют факт: средняя температура ОЖ на их нынешних автомобилях ниже, чем на прежних моделях Приора, Самара и Калина. Сам по себе этот факт нейтрален. Но по причине субъек-тивной «непривычности» он возведен потребителями и персоналом ПССС в ранг не-соответствия (дефекта) под названием «недогрев» двигателя.
2 – Высокая температура головки цилиндров, соответственно и стенок её камер сгорания, подогревает топливо-воздушную смесь, провоцирует её детонационное сгорание, вынуждая снижать угол опережения зажигания, теряя в расходе топлива и в динамике.
3 – Минимальных значений температура ОЖ достигает в зимний период эксплуатации в условиях низких отрицательных темпера-тур окружающего воздуха и работы системы отопления на режимах максимального теплосъёма.
7 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
3.3 Термин «недогрев» двигателя в устах владельца автомобиля или персона-ла ПССС несёт явный негативный характер. Потребители вкладывают в него следую-щий смысл:
а) ухудшение отопления салона4;
б) увеличение расхода топлива;
в) повышенный износ двигателя.
При этом, если по отоплению претензии встречаются, то по расходу топлива и износу претензии не предъявляются, но влияние «недогрева» на них активно обсуж-дается на форумах владельцев автомобилей в интернете. Возможно, что в результате этих обсуждений несоответствие (дефект) «недогрев» двигателя в большинстве слу-чаев предъявляется как совершенно самостоятельная претензия, то есть без каких-либо дополнительных сопутствующих негативных проявлений.
3.4 Подозрения на увеличение расхода топлива и повышенный износ двигате-ля увязываются самими потребителями с понятием «неоптимального температурного режима» работы двигателя. Для описания температуры ОЖ потребители используют варианты терминов: «рабочая» или «оптимальная». Также используются варианты терминов, описывающих тепловое состояние двигателя: «холодный», «прогретый», «горячий». Данная терминология требует комментария.
Во-первых, нормативный документ под названием «Технические условия» и «Руководство по эксплуатации» на автомобили Лада устанавливают граничные усло-вия для температуры ОЖ двигателей от минус 40 °С до +115 °С.
Во-вторых, не существует нормативных документов, устанавливающих опре-деление терминов «оптимальная», «рабочая», «холодный», «прогретый», «горячий» и устанавливающих соответствующую этим терминам температуру ОЖ.
В-третьих, автомобиль – объект, эксплуатируемый с различным нагружением и в широком диапазоне условий. Даже на установившемся режиме, например, при рав-номерном движении автомобиля со скоростью 60 км/ч по горизонтальному участку до-роги, температура ОЖ зависит от большого числа факторов:
– температуры окружающего воздуха;
– влажности воздуха;
– интенсивности ветра;
– направления ветра;
– направления движения относительно направления ветра;
– включенного или выключенного состояния отопителя (кондиционера);
– режима включенного отопителя (кондиционера);
– фактического технического состояния (исправности) отопителя;
– времени, прошедшего с момента пуска двигателя;
4 – При предъявлении потребителем претензии по несоответствию в отоплении салона это несоответствие может быть как объ-ективным фактом, так и некорректной субъективной оценкой потребителя. Алгоритм диагностирования объективно-сти/субъективности такой претензии, а также алгоритм диагностирования причин объективного несоответствия не являются пред-метом рассмотрения данного текста. При анализе претензии по несоответствию в отоплении салона следует руководствоваться соответствующими документами.
8 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
– времени, прошедшего с момента начала установившегося режима движения;
– фактической степени негерметичности клапана термостата;
– фактической температуры начала открытия термостата;
– фактического хода клапана термостата;
– степени загрузки автомобиля пассажирами, багажом, топливом;
– используемой передачи коробки передач;
– степени забитости радиатора системы охлаждения грязью.
Из-за большого количества влияющих факторов пронормировать температуру ОЖ для каждой конкретной температуры окружающего воздуха невозможно даже для установившегося режима движения. И тем более не возможно для переменного режи-ма движения, каковым является эксплуатация автомобиля в городе. Отсюда вывод: понятие «рабочая» температура ОЖ не может быть четко определено, а значит, дан-ный термин лучше не использовать из-за его неоднозначности.
Используемый потребителями термин «оптимальная» температура ОЖ пере-кликается с терминами «холодный», «прогретый», «горячий». Интуитивно понятно, что если двигатель «холодный», то он работает как-то не правильно (не оптимально). Так же интуитивно понятно, что «прогретый» или «горячий» двигатель работает лучше, чем «холодный», то есть, работает правильно (оптимально). Но при переходе от ин-туитивных ассоциаций к строгой технической логике всё не так понятно. Работу двига-теля внутреннего сгорания характеризует много параметров. По некоторым из них «оптимальность» наступает при прогреве ОЖ уже до +20 °С (например, по составу смеси с +20 °С температуры ОЖ уже не требуется дополнительного обогащения смеси для обеспечения уверенного приема двигателем нагрузки). Некоторым параметрам хочется «погорячее», например, механические потери двигателя минимизируются при прогреве до температуры +65 °С, но только не ОЖ, а масла. А прямой зависимости температуры масла и температуры ОЖ нет. Отсюда вывод: «оптимальная» темпера-тура ОЖ понятие условное и корректно использовать его можно только применительно к конкретному параметру двигателя.
3.5 В двигателях ВАЗ с электронной системой управления двигателем (ЭСУД) в основном поддерживается стехиометрический состав топливовоздушной смеси (ко-эффициент избытка воздуха 1,0). Это обеспечивается комплексной работой ЭСУД и, в частности, лямбда-регулированием. Исключение5 – пуск и прогрев холодного двигате-ля, когда топливовоздушная смесь дополнительно обогащается топливом. Но это обо-гащение продолжается только до момента достижения температуры ОЖ +20 °С. Выше +20 оС обогащение выключается. Таким образом, если температура ОЖ прогревается до +20 °С и выше – повышенного расхода топлива двигателем нет.
Отсюда вывод: поддержание на автомобилях семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне температур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Лада Приора, Самара и Калина не приводит к по-вышению расхода топлива.
5 – Исключением является также «мощностное обогащение» при открытии дросселя на большой угол или при быстром открытии.
9 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
Более того, за счет преимуществ системы охлаждения двигателей автомоби-лей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомобилей Приора, Самара и Калина, состоящих в меньшей температуре ОЖ и меньшей температуре головки цилиндров прогретого двигателя (см. п.2.3), реа-лизуются более высокие значения углов опережения зажигания, и, соответственно, достигается некоторая экономия топлива.
Повышенный расход топлива при низких температурах окружающего воздуха отчасти объясняется повышенными механическими потерями двигателя и трансмис-сии, которые существенно зависят от характеристик применяемых масел и температу-ры масла. Минимальные величины механических потерь двигателя достигаются при температуре масла примерно +65 оС. С дальнейшим ростом температуры масла ме-ханические потери не уменьшаются.
3.6 Износ деталей двигателей ВАЗ не зависит напрямую от температуры ОЖ. Но явно зависит от вязкостно-температурных (и других) свойств смазочного масла и его температуры. Поэтому, в первую очередь, масло по своим свойствам должно со-ответствовать конструкции двигателя. Во вторую очередь, масло должно быть подог-рето. Слишком холодное масло, даже с широкими вязкостно-температурными свойст-вами, плохо проникает в узкие зазоры между деталями двигателя. Поэтому при начале движении автомобиля с холодным двигателем не рекомендуется давать двигателю сразу слишком большую нагрузку, а рекомендуется увеличивать её постепенно по ме-ре прогрева двигателя. При прогреве двигателя ВАЗ масло прогревается быстрее ОЖ. При прогреве масла до температуры примерно +40 °С двигатель может принимать 100 % нагрузки. Отсюда вывод: при прогреве масла до температуры +40 °С и выше6 повышенного износа деталей двигателя нет. Поскольку прямой зависимости между температурой масла и температурой ОЖ нет, и по температуре ОЖ нельзя судить о температуре масла в двигателе, то отсюда вывод: поддержание на автомобилях се-мейства Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне темпе-ратур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Приора, Самара и Калина не приводит к повышенному износу деталей двигателя.
6 – Предельно допустимая максимальная величина температуры масла составляет примерно 140 °С длительно и 150 °С кратко-временно.
10 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194
4 Выводы7
4.1 Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомобилей Приора, Самара и Калина имеет преимущества:
а) улучшенное отопление салона автомобиля за счет снятия большего количе-ства тепла с радиатора отопителя;
б) более точное регулирование температурного режима двигателя;
в) возможность увеличить углы опережения зажигания и получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомобиля.
4.2 Улучшение потребительских свойств автомобилей по п.4.1 обуславливает более низкую среднюю температуру ОЖ двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомо-билей Приора, Самара и Калина.
4.3 Владельцы автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) констатируют факт: средняя температура ОЖ на их нынешних автомобилях на 7 – 10 градусов ниже, чем на прежних моделях Приора, Самара и Калина. По причине субъективной «непривычности» этот факт возведен потребителями и персоналом ПССС в ранг несоответствия (дефекта) под названием «недогрев» двигателя.
4.4 Поддержание на автомобилях семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне температур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Приора, Самара и Калина не приводит к повышению расхода топлива, повышенному износу деталей двигателя и никаким другим негативным по-следствиям. Соответственно, при отсутствии негативных последствий и отсутствии норматива температуры ОЖ, «недогрев» двигателя по п.4.3 несоответствием (дефек-том) не является.
4.5 Претензия потребителя по несоответствию (дефекту) «недогрев» двигателя не должна приниматься персоналом ПССС, если она не сопровождается жалобой по-требителя на какое-либо дополнительное сопутствующее негативное проявление. При отклонении необоснованной претензии потребителю должно быть разъяснены осо-бенности системы охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194).

коричневый Дрим-1

2

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

А рисунки не судьба скопипастить ... как сложно то.

Ravon R4 (он же Cobalt) Comfort AT.
До него Datsun On-Do в комплектации Trust 2.

3

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

max-x-x⇓ пишет:

А рисунки не судьба скопипастить ... как сложно то.

Так "скопипасть", кто мешает то.

коричневый Дрим-1

4

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

ДСМ пишет:
max-x-x⇓ пишет:

А рисунки не судьба скопипастить ... как сложно то.

Так "скопипасть", кто мешает то.

Я могу редактировать за тебя твои сообщения? Проверил - не могу. Причеди ка ты тему сам в порядок. А так это проявление неуважения к читателям/форумчанам. Хотя тебе это невпервой покласть.

Ravon R4 (он же Cobalt) Comfort AT.
До него Datsun On-Do в комплектации Trust 2.

5

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

max-x-x пишет:

Хотя тебе это невпервой покласть.

Давно бы уже встретились,- набили морды. выпили по литру и стали бы друзьями,- хорошь людей заставлять свой негатив лицезреть!

Олег. (компл. Dreаm 1 )

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

А может просто флудилку создать для любителей потролить? Чтобы остальные темы не загаживали?

http://datsun-do.ru/docs/userbar-03.jpg
С уважением Виталий К.  Ондошка-Траст(с 10.2014г).

7 (11-01-2015 21:40:20 отредактировано max-x-x)

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

ДСМ⇓ пишет:

В связи с появлением тем из серии "всё пропало, двигатель перегрелся и датчик показывает 90 градусов" решил перенести сюда подробный документ ВАЗа на эту тему:

А теперь давайте посмотрим реальности прямо.
Где ответ на реальный вопрос пользователя? Какой ФАК?
1. Где температура открытия термостата 2190-1306010?
2. Где температура срабатывания вентиля?
Это тупая копипаста с УГ в комплекте от ТАЗ-а, которая не отвечает на текущие вопросы. По факту не  ответил ниначё из обозначенного. Жуйте...

Ravon R4 (он же Cobalt) Comfort AT.
До него Datsun On-Do в комплектации Trust 2.

8

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

Я смотрю тут кто-то решил себя экзаменатором назначить? Попутали тогда слегка. Это не лекторий а форум, и каждый добавляет сюда то, что может и что считает нужным (и что не запрещено правилами). Волнует тебя температура открытия термостата - потрать время на поиск этой информации, а потом добавь сюда (или сам тему соответствующую создай). А на сложных щщах рассказывать, что и кому делать - тут не надо.

коричневый Дрим-1
Спасибо сказали: sanek1

9

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

ДСМ⇓ пишет:

10 Методический материал по системе охлаждения
двигателей автомобилей семейств 2190, 2192, 2194

Даже это не вычистил из текста, т.е. текст перед публикацией небыл вычитан. Как страницы шуровали с этим заголовком, так и шуруют в тексте, взрывая мозг путаницей в сквозной нумерации самого текста.

Ravon R4 (он же Cobalt) Comfort AT.
До него Datsun On-Do в комплектации Trust 2.

10

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

пойду за пивом и попкорном

Datsun on-DO 2014. Цвет C01G "Серый металлик". Комплектация TRUST A
---
Написанное мной - сугубо моё личное мнение, которое может быть неправильным, с ним можно не соглашаться, это лишь информация для размышления. Окончательное решение за вами!

11

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

artrnd пишет:

пойду за пивом и попкорном

У меня больше замечаний и предложений для привидения темы в порядок нет.

Ravon R4 (он же Cobalt) Comfort AT.
До него Datsun On-Do в комплектации Trust 2.

12

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

Патрубки охлаждения от бачка, к радиатору для МИ ДО свои или от гранты, калины подойдут?

Датсун МИ До

13

Re: F.A.Q. по системе охлаждения

Упс, а радиатор у меня оказывается менялся. Вход и выход на одной стороне, со стороны воздушного фильтра.

Датсун МИ До